Рецензия на учебник "Французский язык. Учебник для 1 курса вузов и факультетов иностранных языков" авторов И.Н.Поповой, Ж.А.Казаковой, Г.М.Ковальчук
Составлена профессором кафедры французского языка Военного университета МО РФ Л.А.Гавриловым
Рецензируемый учебник, бесспорно, относится к числу выдающихся образцов учебной литературы, выдержал двадцать изданий и широко используется во многих ВУЗах в качестве базового учебника французского языка преимущественно для лиц, не изучавших этот язык ранее.
Долголетие и популярность учебника объясняются целым рядом факторов, основными из которых являются следующие:
1. Продуманная структура как учебника в целом (вводный курс - основной курс), так и каждого урока. Вводный фонетический курс (уроки 1-16) оснащен эффективной системой упражнений, позволяющей сформировать или, при необходимости, скорректировать произносительные навыки обучаемых. Этот курс образует логичный базис, без которого невозможно овладение материалом основного курса (уроки 17-29).
Структура урока в целом выглядит следующим образом: основной текст - словарь к тексту и комментарии - дополнительные тексты, объединенные с основным общностью тематики и/или авторства -вопросы и темы, связанные с содержанием текстов, направленные на развитие навыков устной речи - лексические упражнения - изложение грамматического материала - грамматические упражнения - диалоги, имеющие целью активизацию речевых клише в стандартных ситуациях общения. Такое построение обеспечивает комплексную проработку всех практических навыков, связанных с речевой деятельностью на французском языке.
2. Оптимальная подача лексико-грамматического материала. Проблема подачи материала - одна из самых сложных в процессе подготовки учебных изданий - весьма успешно решена авторами рецензируемого учебника в целом ряде аспектов:
¤ отбор: объектом изучения является лексико-грамматический материал, освоение которого, во-первых, уже на начальном этапе позволяет сформировать определенную речевую компетенцию, а, во-вторых, - служит основой для дальнейшего, более глубокого, изучения языка;
¤ дозирование: лексико-грамматический материал предъявляется поурочными "порциями", которые, как показывает практика работы с учебником, можно считать оптимальными с точки зрения эффективного усвоения;
¤ иерархия: 1) подача материала "от простого к сложному" и 2) опора на ранее изученный материал: авторы строго следуют двум этим важнейшим принципам, сочетая их с "концентрическим" изложением грамматики, при котором то или иное явление объясняется и прорабатывается в последующих уроках с большей степенью системности и глубины и на более обширном материале.
3. Система разнообразных упражнений, направленная на комплексное развитие различных речевых навыков (чтения, письма, говорения, аудирования). Инструментарий учебника отличает продуманное соотношение репродуктивных упражнений, имеющих целью доведение до автоматизма навыков владения изучаемым лексико-грамматическим материалом, и заданий креативного характера, апеллирующих к творческим способностям обучаемых.
4. Опора в процессе освоения материала лингвистической компетенции обучаемых на родном языке. Это проявляется не только в том, что комментарии и объяснения даются на русском языке (что облегчает их понимание и изучение), но и в широком использовании упражнений, основанных на переводе с русского языка на французский. На наш взгляд, выполнение таких упражнений делает приобретаемые навыки более устойчивыми.
Последнее издание учебника снабжено не только аудиокурсом, в котором озвучены тексты и диалоги, но и "ключами" к упражнениям, вызывающим наибольшие трудности, что открывает возможности для более эффективного самоконтроля. Кроме того, в этом издании авторами внесены дополнения и изменения в поурочные словари и комментарии и существенно переработаны некоторые упражнения.
В целом учебник по-прежнему остается незаменимым подспорьем для систематической, вдумчивой работы по формированию базовых речевых навыков, служащих прочной основой для дальнейшего изучения французского языка.
Вывод: рецензируемое учебное издание по содержанию, форме и характеру изложения материала соответствует требованиям, предъявляемым к учебникам. Целесообразно присвоить данному учебному изданию гриф Министерства образования РФ.
Рецензия составлена профессором кафедры французского языка Военного университета МО РФ Л.А.Гавриловым.
Рецензия утверждена на заседании кафедры французского языка. Протокол № 10 от "23" мая 2005 г.
Вернуться на предыдущую страницу »
|