Рецензия на учебник "Французский язык. Учебник для 1 курса вузов и факультетов иностранных языков" авторов И.Н.Поповой, Ж.А.Казаковой, Г.М.Ковальчук
Составлена Т.М.Фоменко, зав. кафедрой методики преподавания иностранных языков МПГУ, профессором, кандидатом педагогических наук
Рецензируемый учебник выдержал 19 изданий и пользуется заслуженным признанием преподавателей и студентов, изучающих французский язык. Учебные материалы учебника, способы и приемы обучения позволяют сформировать на сознательной основе у студентов, приступающих к изучению французского языка, произносительные, лексико-грамматические навыки, навыки техники чтения и письма, умения ознакомительного чтения, умения говорения на базовом уровне.
Содержание учебника в целом соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по специальностям направления подготовки дипломированных специалистов 620100 "Лингвистика и межкультурная коммуникация".
Структура учебника соответствует поставленным авторами целям обучения. Учебник включает вводную часть, 16 уроков вводного курса, 13 уроков основного курса, приложение. К учебнику прилагается аудиокурс и тетрадь с ключами к упражнениям. Вводная часть знакомит учащихся с фонетическим строем французского литературного языка. В вводном курсе решаются задачи по формированию произносительных навыков и навыков техники чтения. Каждый урок основного курса состоит из лексической и грамматической части. Лексическая часть содержит основной текст и словарь, лексико-грамматические комментарии с упражнениями, дополнительные тексты и упражнения для развития умений говорения. Грамматическая часть включает объяснение грамматических явлений и упражнения для их тренировки. Завершается урок разделом "Диалоги" с упражнениями для усвоения ситуационных клише. Приложение к учебнику содержит справочный материал по французской орфографии. Аудиокурс содержит звукозаписи фонетических упражнений, текстов и диалогов учебника.
Достоинствами рецензируемого учебника являются:
¤ Выполненное на хорошем научном уровне и вместе с тем доступное для учащихся, начинающих изучать французский язык, объяснение сложных языковых явлений в сопоставлении с русским языком. Учет родного языка является необходимым условием изучения иностранного языка вне естественной языковой среды.
¤ Наличие озвученного вводного фонетического курса, озвученных текстов и диалогов, представляющих различные модели использования французского языка в реальных ситуациях.
¤ Выбор дедуктивного метода формирования грамматических навыков с пооперационной отработкой действий в многочисленных упражнениях, гарантирующих необходимую "чистоту" навыков. Концентрическое предъявление грамматического материала обеспечивает систематическое повторение пройденного.
¤ Учет фоновых связей лексических единиц при формировании лексических навыков.
¤ Использование некоторых аутентичных материалов, отрывков из оригинальных художественных произведений французских авторов, отобранных с учетом возрастных интересов обучаемых, содержащих страноведческую информацию, способствует социокультурному развитию учащихся.
¤ Система упражнений, позволяющая формировать прочные произносительные, лексико-грамматические навыки, навыки техники чтения.
В целом учебные материалы рецензируемого учебника, способы и приемы обучения позволяют решать основные задачи данного курса обучения. Учебник может использоваться в преподавании дисциплины ОПД. Ф. 041 "Практический курс 1 иностранного языка, предусмотренной государственным образовательным стандартом по специальностям направления подготовки дипломированных специалистов 620100 "Лингвистика и межкультурная коммуникация", и рекомендуется к печати.
Вместе с тем выскажем некоторые замечания и пожелания, которые следует учесть авторам при подготовке учебника к переизданию.
В учебнике недостаточно ситуативных речевых упражнений для формирования умений говорения, преобладают языковые упражнения на трансформацию, дополнение и перевод. Диалоги, включенные в содержание учебника, часто тематически не связаны с основным текстом, и направлены лишь на отработку ситуационных клише в соответствии с той или иной коммуникативной функцией. Это в основном диалоги этикетного характера. Но уже на первом году обучения необходимо формировать, например, умения вести диалог с целью обмена информацией.
В учебнике отсутствуют такие аутентичные по форме и языку материалы страноведческого характера, как объявления, образцы писем, реклама, меню и т.п. прагматические тексты, которые не только позволяют формировать умения ознакомительного чтения разных типов текстов, но и способствуют социокультурному развитию учащихся.
Современный учебник иностранного языка должен содержать также иллюстративный материал, в том числе страноведческого характера, который выполняет не только функцию наглядности в обучении, но и дидактическую функцию, а также повышает мотивацию обучения.
В учебник необходимо также включить упражнения на формирование элементарных умений письменной речи: заполнить формуляр, написать открытку или короткое личное письмо.
Для того, чтобы разгрузить учебник, можно дополнить его рабочей тетрадью, в которую следует перенести часть лексико-грамматических упражнений.
Наши предложения направлены на усовершенствование данного учебника в соответствии с требованиями современной методики преподавания иностранных языков, одним из главных которой является коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранным языкам.
Зав. кафедрой методики преподавания иностранных языков МПГУ, профессор, кандидат педагогических наук Фоменко Т.М.
Вернуться на предыдущую страницу »
|